Какая сказочная жуть!

Текст: Юлия Балабанова
Фото: Антон Завьялов

Пермский оперный театр, как и положено любой уважающей себя опере, обзавелся собственными призраками – «Призраками Рождества».

«…Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать… Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых святках…».

Таким рисует Чарльз Диккенс своего героя, имя которого стало у англичан синонимом скупости и черствости. И именно ему доведется пережить жуткие и загадочные приключения, чтобы с помощью духов Рождества вновь вернуть себе человеческий облик.

Дмитрий Батин – молодой пермский композитор и с недавнего времени главный хормейстер Пермского  театра оперы и балета – давно уже присматривался к диккенсовской прозе. «Диккенс вообще очень сценический писатель, – говорит Дмитрий, – когда открываешь и читаешь любую его книгу, у него очень развернутые сцены, яркие персонажи – они такие оперные театральные. Поэтому для меня было странно, почему Диккенс так мало идет в театре, а в музыкальном театре не идет вообще». Так из-под рук композитора вышла оперная рождественская фантасмагория, воссоздающая атмосферу викторианской Англии. В ней все, как и должно быть в святочной истории: зловещее начало, мистическая кульминация и счастливая развязка.

Но, по словам Дмитрия Батина, его привлекли в этом сюжете не рождественский дух старой Англии и не тема богатства и бедности: «Одиночество человека – вот одна из самых острых проблем начала XXI века. Наш герой Скрудж пришел к нам из 19-го столетия, но до сих пор его история поучительна для многих: плохо, когда у тебя нет друзей, когда ты понимаешь, что никому не нужен, особенно в дни всеобщего единения и веселья».

Полный текст статьи читайте в январском выпуске журнала "Инстинкт"