Лица-камни и лица-черепки

Текст: Юлия Балабанова
Фото предоставлено Пермской художественной галереей

В Пермской художественной галерее создано пространство, густо насыщенное смыслами, внезапными воспоминаниями, пронзительными, не всегда понятными эмоциями. Это пространство, где отовсюду на тебя смотрят – лица.

Голова – главный художественный объект на выставке Натальи Корчемкиной «В поисках лица». В основном, это «головы», появившиеся не более двух лет назад, хотя самый «ранний» экспонат был создан в 1992 году.  Свою первую «голову» Наталья Александровна привезли из Белоруссии, позже «головы» стали «приезжать»  и из других стран, например, из Испании и США. «Мы оставляли все свои вещи, чтобы взять с собой «головы», – рассказывает Инна Рогова, которой принадлежит концепция выставки.

Персонажи Натальи Корчемкиной молча разговаривают с нами на каком-то очень глубинном уровне человеческой культуры. Этнический дух ее работ находит отклик у зрителей в самых разных точках земного шара – так в Америке художницу убеждали, что она использует традиционные индейские мотивы. На фестивале «Камва» эти скульптуры – наследие финно-угорского пермского начала. С замиранием рассматривают это простое и невероятное чудо в Дании, Хорватии, Корее и Китае, в Испании, в Доминиканской республике – и во многих других странах.

Поэтому, в первую очередь, «В поисках лица» – это история о человечестве. О том, что, какими бы разными мы ни были, у нас у всех – один нос, один рот – и пара глаз, устремленных в одно общее небо.

Кроме того, это очень важная история о памяти. Лица людей, с которыми мы когда-то встречались – теряются, стираются в уголках нашей памяти (а она у Корчемкиной и в самом деле угловатая), но вдруг случайно возникают из ниоткуда. «Этажи памяти» – так называется основной зал экспозиции, где на разном уровне расположены самые разные образы. Лица размещаются на керамических панно, проецируются  на стену. В этой видеоинсталляции можно разглядеть как рукотворные керамические облики, так и портреты живых людей – близких художницы, и даже ее собственные.

Полный текст статьи читайте в январском выпуске журнала "Инстинкт".